Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальные задания для студентов по практике
Базовый уровень.
Задание 1. Проанализируйте нормативные документы (за последние 3 года), регламентирующие педагогическую деятельность на федеральном уровне. В форме таблицы перечислите основные нормативные документы в хронологическом порядке, уточняя назначение данных документов.
Задание 2. По материалам специализированных журналов («Педагогика», «Инновации в образовании») составьте расширенный перечень современных активных, интерактивных методов обучения, а также инновационных технологий, используемых в системе профессионального обучения.
Внедрение двухуровневой модели обучения в высшей школе также требует со стороны ученых-методологов, менеджеров образования и всего преподавательского сообщества вузов критического анализа протекающих в ней процессов. Как нам представляется, такой анализ, с одной стороны, должен быть направлен на выявление и сохранение того научно-методического потенциала, который формировался, шлифовался в течение многих лет и приносил определенные успехи в фундаментальной подготовке студентов. С другой стороны, он должен учитывать новые условия работы преподавателя в компетентностной парадигме и проблемное поле социальных рисков, стать поводом для переосмысления прежней и поиска новой научно-методической системы, которая способствовала бы усвоению студентами компетенций, позволяющих ответить на социально- экономические вызовы времени. Особенно актуален в новой ситуации вопрос эффективности методической системы преподавателя, включающей разнообразные формы, методы, технологии, профессиональные приемы, побуждающие студента к самообразованию, мотивирующие творческую учебную деятельность и продуктивную самостоятельную работу. Такая система реализуется в интерактивном режиме обучения.
Интерактивное обучение, на наш взгляд, должно включать:
● взаимодействие студентов с преподавателем на занятии, касающееся не только текущего учебного, но и диагностического, рефлексивного материала, связанного с достижениями обучающихся; совместное обсуждение приемов, методов обучения и самообразования;
● сотрудничество студентов между собой во время занятий при решении учебных и общих образовательных задач в индивидуальных и коллективных видах учебной деятельности;
● взаимодействие студентов с преподавателем и между собой во внеаудиторное время при создании творческих учебных продуктов как результата самостоятельной работы по данному учеб- ному предмету;
● создание и активное использование локальной (по типу социальных сетей) сети в Интернет, в том числе в режиме он-лайн, для обмена учебной и общеобразовательной информацией по предмету;
● решение различных организационных вопросов между студентами, между преподавателем и студентами с использованием виртуальных информационных средств;
● участие студентов в процессах взаимного оценивания общих и индивидуальных достижений, самооценка освоения учебной дисциплины.
Постоянная интерактивная включенность студента в познавательную интеллектуальную теоретическую и практическую деятельность не только значительно повышает качество учения, но воспитывает у него ответственность за свои успехи, развивает мотивацию к самообразованию, самореализации. Однако для продуктивности подобного образовательного режима необходимо создание дополнительных организационно-методических условий для преподавателей, начиная от адекватного планирования затрат времени на организацию как аудиторной, так и внеаудиторной работы, совершенствования методического обеспечения учебного предмета и кончая созданием постоянно действующей коммуникативной учебной интернет-среды для самостоятельной деятельности студентов. Требуется разноплановая глубокая аналитическая и проектная рефлексия преподавателя при разработке дизайна учебного курса, отборе его содержания, методов и технологий обучения.
Задание 3. Посетите занятия лекционного типа по циклу психологических дисциплин и в соответствии с приложением 3 подготовьте протокол оценки индикаторов педагогического мастерства (не менее 2 протоколов).
Протокол оценки индикаторов педагогического мастерства
Дисциплина психология (название)
Тема занятия Методы психологии
Задание 4. Разработайте план беседы просветительской направленности в области психологии для студентов младших курсов по следующей схеме: проанализируйте учебно-методические и актуальные материалы по избранной теме, поставьте в план беседы развернутую презентацию выбранной темы. Проведите занятие и по его результатам поставьте оценку своего педагогического мастерства (приложение 4 Самоанализ педагогической деятельности).
Тема: Методы и способы преодоления конфликтных ситуаций
1. Теория конфликта
2. Избегание конфликтов
3. Психологическое айкидо
Самоанализ педагогической деятельности
Продвинутый уровень.
Задание 5. Разработайте конспект лекционного занятия одной из психологических дисциплин в соответствии с методическими рекомендациями руководителя практики. Представьте данную методическую разработку для оценки преподавателю профильной психологической кафедры института.
Основные принципы и задачи танцевально-двигательной терапии, направленные на решение психологических проблем
Танцевально-двигательная терапия применима для борьбы со многими проблемами, одними из которых являются эмоциональные и межличностные конфликты, страх перед неудачей, недостаточность коммуникационных навыков, заниженная самооценка. Также данный вид терапии применим для помощи людям, пережившим тяжелую потерю близкого человека, изнасилование, тяжелые психические заболевания, хронические заболевания. Психотерапевт при помощи танца помогает людям забыть о проблемах, расслабиться и самоутвердиться.
Существует два варианта выхода человеческих эмоций:
- негативные, через крик, истерику, негодование, драку;
- позитивные, через физические упражнения, активность. [15, с. 54]
Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я».
Главное достоинство танцевально-двигательной терапии в сравнении с другими видами терапии состоит в том, что она является общедоступной, так как при занятии этим видом терапии акцент ставится не на качестве выполненных движений, а на тонкости выражения человеком собственных эмоций во время движения, честном выражении чувств и абсолютной свободе движений.
Многие люди ошибочно считают физическую и духовную жизни абсолютно не взаимосвязанными. Данные люди делятся на две основные категории:[4, с. 67]
1. Люди, акцентирующие все свое внимание на собственном теле, совершенно не обращая внимание на душу. Если у такого человека болит голова, он сразу же начинает лечить, как он полагает, основную причину – непосредственно головную боль, наполняя свой организм множеством лекарственных препаратов, даже не предполагая, что причина головной боли скрыта в плохом эмоциональном состоянии или отсутствии отдыха.
Зачастую человек, считающий свое тело несовершенным вследствие наличия лишних килограммов, в первую очередь начинает истязать свое тело физическими упражнениями, в частности, бегом. Это замечательно в той ситуации, если причина проблемы заключается именно в лишнем весе.
Однако, как показывает практика, человек часто корит и упрекает себя за свою внешность вследствие своей низкой самооценки или внезапно нагрянувшей депрессии. Наглядным примером последнего могут служить фотомодели. Они настолько зациклены на состоянии своего тела, что каждый лишний килограмм воспринимается как непоправимая трагедия.
Прежде, чем совершать необдуманные действия, человеку следует всерьез задуматься об истинных причинах проблемы, прислушаться к своему внутреннему «Я», и танцевально-двигательная терапия – одно из лучших и наиболее доступных средств для этого.[67, с. 45]
2. Люди, зацикленные на зове своего сердца, своих ощущениях, которые абсолютно игнорируют тревожные сигналы, посылаемые телом. Всех нас долгое время учили тому, что все свое время следует уделять духовному развитию, выработке положительных качеств и манер, совершенно забывая о необходимости совершенствования своего тела. Однако, меняются времена, а вместе с ними претерпевают изменение и человеческие ценности, и тело человека в наше время стоит далеко не на последнем месте. Немногие догадываются о том, что наше физическое тело способно передавать состояние человека лучше, чем непосредственное проявление эмоций. Самый наглядный пример – нервозность человека перед важным событием, например, свадьба, экзамен, свидание, либо перед принятием важного решения. У человека в нервном состоянии начинают трястись руки, на лбу выступают капельки пота – естественная реакция тела на внутреннее состояние человека. Под действием регулярных стрессовых ситуаций человек способен испытывать обиду, злость и раздражение. Рано или поздно все эти эмоции, накапливаясь в теле, находят выражение либо в неврозе, либо в эмоциональном срыве, и этот результат также отображается посредством человеческого тела.
Во время сеансов психотерапевта пациенты зачастую неспособны рассказать о своей проблеме специалисту, в результате чего сеанс не приносит пользы, так как психотерапевт не выявляет проблему и, следовательно, не может предложить пациенту пути ее решения. Если психотерапевт во время сеанса чувствует, что ситуация зашла в тупик и «разговорить» пациента никак не удается, он может попросить человека исполнить несколько движений под музыку. Отследив основные тенденции в движениях пациента, психотерапевт с большой долей вероятности может сказать, в чем состоит его проблема.
Показать больше