Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие, сущность менеджмента
Понятие системы управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития поведения индивидов, входящих в персонал компании, образующих организацию как единое целое.
Управленческие отношения, как правило, возникают по поводу координации и субординации организационных связей. В управленческих отношениях важной особенностью социального взаимодействия между участниками процесса управления является их соподчиненность, субординация.
В качестве предмета теории управления могут выступать следующие основные направления :
сущность управленческих отношений как системы взаимодействия сотрудников по поводу деятельности организации;
механизмы управления различными социально-экономическими системами компании и их регулирование;
механизмы самоорганизации процессов управления;
технологии и методики процессов управления;
структурные элементы системы управления;
принципы, методы управления и т. д.
Процесс управления является одной их четырех подсистем управления предприятием (методо¬логия, процессы управления, структура и техника управле¬ния), которая представляет собой развитую систему коммуникаций, направленных на разработку и реализацию управ-ленческих решений, на их информационное обеспечение.
Таким образом, процесс управления включает в себе процессы по обнару¬жению и анализу существующих проблем и вариантов решений проблем организации, т. е. по определению проблемной ситуации и процессу воздействия на нее.
В зарубежной практике управления сложились четыре важнейшие школы, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления предприятием :
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии (ее составляющие – школа человеческих отношений и школа поведенческих наук);
школа количественная, или новая (ее еще называют школой науки управления).
Первая школа научного управления получила развитие в США в конце ХIХ – начале ХХ в. Ее основоположником был Ф. Тейлор, который считал менеджмент истинной наукой, основанной на фундаменте точных законов, правил, принципов. Ф. Тейлор сформулировал знание о том, что работа по управлению предприятием является определенной специальностью менеджера и что организация будут успешной, если ее работники будут сосредотачиваться своих собственных функциях.
Благодаря разработкам концепции научного управления, признанной самостоятельной областью научных исследований, было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы и в практической деятельности предприятия для достижения поставленных целей.
Вторая школа управления представлена концепцией административного управления. Ее направленность в разработке общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой школы в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры компании как системы взаимосвязей и определенной иерархии процесса управления. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутренней рационализации деятельности сотрудников без учета влияния факторов внешней среды.
Рис.1.Основные подходы к менеджменту
Благодаря этой школе было выявлено то, что организацией необходимо управлять систематизировано для более эффективного достижения ее целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.
Школа человеческих отношений, в свою очередь, сделала упор на персонал компании. Со второй половины 1930-х гг. стали также формироваться поведенческие концепции системы управления, в которых главным являются интересы, потребности и ожидания работников и менеджеров компании, цели и ценности компании.
Построение эффективной системы управление предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Для того чтобы организовать данную систему, необходимо понимать сущность термина системы управления организацией, ее основные компоненты, выявить те функции, которые эта системы выполняет на предприятии. Поскольку система управления не является материальным объектом таким, как основные фонды, денежные средства или финансовые вложения организации, то ее можно обнаружить только при анализе результатов деятельности предприятия, эффективности его функционирования на рынке.
Таким образом, в широком смысле система управления организацией представляет собой самостоятельную систему, которая имеет определенное назначение и соответственно целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов.
Рис.2. Модель системы управления организации
Процесс управления представляется как совокупность действий, связанных с выявлением существующих проблем, направленные на поиск и организацию исполнения управленческих решений.
Между этими двумя подходами к определению сущности процесса управления есть много общего, они скорее дополняют друг друга, образуя непрерывность процессов принятия управленческих решений, связанных с выполнением функций руководства. В процессе реализации функций управления менеджеры принимают большое количество решений, направленных на организацию планирования, работы всех отделов предприятия, мотивирование сотрудников, занятых в организации, контроль и координацию всех происходящих в ней процессов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие / В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
2. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 688 с.
3. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление/ В.Г.Елиферов. – М.: Дашков и К, 2019. – 386 с.
4. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие/ Л.А.Зудина. – М.: Инфра-М, 2017. – 546 с.
5. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 447 с.
6. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение/ П.В.Магданов// ВЕСТНИК ОГУ. – 2017. - №8(144). – с.56 – 67.
7. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И.Нечаев. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 266 с.
8. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
9. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях/ Л.А.Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 352 с.
10. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению/ В.В.Репин. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 419 с.
11. Рофе И.А. Экономика труда/ И.А.Рофе. – М.: Кнорус, 2017. – 224 с.
12. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала/ К.С.Фищенко// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. - №3. – 2016. – 504 с.
13. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г.Шипунов. – СПб.: Дело, 2018. – 225 с.
14. институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.refa.de/home
15. все об организации труда в компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jobgrade.ru/
16. библиотека по менеджменту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inventech.ru
17. управление предприятием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consulting.1c.ru
18. институт управления бизнесом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://investobserver.info
19. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institutiones.com/
20. Международный Институт Бизнес – Анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iiba.org/
21. Управление предприятием [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consulting.1c.ru
22. Административно – управленческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/
23. Сообщество HR менеджеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/