Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы.
Понятие монополия, являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Как экономическое явление монополия известна с древних времен. Первобытные сообщества монопольно распоряжались определенной частью природных и материальных ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики.
Монопольная власть поддерживалась религиозными, военными, административными и иными рычагами. Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на ее продукцию.
Всевластию монополиста помогают уникальность и незаменимость его продукции. Может ли потребитель добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем- то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия перевозить свою продукцию без помощи той единственной ветки железной дороги, которая подходит к карьеру? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, так же, как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.
Цель работы- изучить понятие монополии, характеристику сущности и типов монополий, определение степени монополизации рынков.
Задачи работы заключаются в следующем:
1) рассмотреть понятие монополии, а также характеристика сущности и типов монополий;
2) проанализировать определение степени монополизации рынков.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
1. Монополия. Характеристика сущности и типов монополий.
Монополия – это рынок товаров или услуг, представленный одним-единственным продавцом. В силу полного отсутствия конкуренции он активно влияет на объем выпускаемой продукции и диктует цену на товар или услугу.
Термин монополия имеет греческое происхождение и переводится как «один продаю». В экономике его применяют для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Сегодня этот термин часто используют в широком смысле, отождествляя монополизм с любой рыночной властью.
По форме собственности монополии бывают государственные и частные. По территориальному принципу их разделяют на местные, региональные, национальные и глобальные.
Однако, чаще всего монополии классифицируют на основании пути их формирования.
Естественная монополия. При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки [5, c. 74].
Искусственная монополия. Появляется, когда несколько компаний создают монополистическое объединение для устранения конкурентов на рынке. Для этого используют демпинг цен, промышленный шпионаж, частичный или полный отказ от экономических связей с предприятиями, которые не входят в союз, и другие методы.
Закрытая монополия. Возникает, когда деятельность одной компании, чаще всего государственной, защищается на законодательном уровне. Новые игроки не могут выйти на рынок в первую очередь из-за юридических ограничений и наличия эксклюзивного права на производство и продажу продукта у монополиста. Такие меры необходимы для контроля определенных сфер деятельности, например, производства психотропных веществ, военной техники, денежных купюр.
При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
Открытая монополия. Естественное и временное явление, связанное с тем, что одна компания начинает использовать технологии, которые еще не освоили конкуренты. Как только инновация станет доступной для других производств, конкуренция возобновится.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с.
2. Богатырева, М. В. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
3. Волков, О.И. Экономика предприятия. Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 280 c.
4. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 432 с.
5. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Пищулов [и др.]; под общей редакцией В. М. Пищулова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.